Секреты доверительных отношений

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Любовь и теплота в отношениях способны творить чудеса, раскрывать самые добродетельные качества в человеке, а самое главное, развивать в сердце человека веру в преданных, гуру и Кришну. Любое обучение является более эффективным, если оказывается помощь, забота и поддержка со стороны опытного наставника, который излучает любовь и веру по отношению к подопечному. Но так ли легко быть хорошим наставником? Достаточно ли только официального назначения на роль наставника, чтобы проявлять заботу о других преданных и быть компетентным для помощи им на  духовном пути?

Тому, кто хочет выполнять служение наставника, необходимо сначала заслужить определенный кредит доверия у преданных, а не просто быть назначенным.

Хотя официальное положение помогает преданному в его служении, он должен со своей стороны что-то делать, чтобы подопечные ему доверяли.

На что направить свои усилия?

Помимо проявления активности во взаимодействии с людьми, очень важно развивать в себе навыки наставничества. Что же такое навык? Это сочетание трех составляющих:

-Мотивация (желание)

-Знание (зачем и почему).

-Умение (как это сделать).

Проведите небольшой эксперимент. Напишите свое имя сначала правой, а потом левой рукой и посмотрите, что получилось. Мы обладаем знанием, как написать свое имя, но у нас нет навыка писать его левой рукой. Точно так же и забота о преданных – у нас может быть очень много знаний на эту тему, но часто нам не хватает навыков, как это сделать.

Поэтому хорошая осведомленность и понимание не гарантируют того, что человек с блеском справится с поставленной перед ним задачей. Коэффициент продуктивности будет низким, если преданный не получает образования и не развивает свои навыки. Одного желания и теоретического знания недостаточно.

Как создать атмосферу доверия?

Шачинандана Махарадж говорит, что вокруг каждого человека есть определенная атмосфера, аура. Все люди излучают определенную энергетику. Более того, любой человек может осознанно развить вокруг себя ту или иную атмосферу: увлеченности или болезненности, страстности или бесстрастности и т. д. Подобным же образом каждый может создать вокруг себя ауру заботливого, учтивого человека, который способен выслушать и понять трудности другого. И это означает, что атмосфера вокруг нас может быть либо разочаровывающая, либо откровенно вдохновляющая. Что же усиливает добродетельную атмосферу вокруг нас?

Шачинандана Махарадж объясняет, что для этого нужны два качества – любовь и непривязанность. Непривязанный человек всегда создает атмосферу отсутствия страха. Когда человек все время чего-то боится, он не вселяет надежду в людей. Видя его, люди думают: что он может мне дать, если он сам не способен решить своих проблем? Для лидера очень важно, конечно же, уметь ставить задачу и добиваться ее исполнения. Но при этом он должен обладать качеством непривязанности, ведь люди – это не машины. Вы не можете просто вложить какую-то программу и следить за ее выполнением. Качество непривязанности вселяет надежду в людей. Это качество зрелого человека.

Любовь и непривязанность – это два качества, которые раскрывают наше сознание, делают нас доступными. Когда же человек привязан и замкнут на себе, своих желаниях, его сознание очень подавлено.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж разъясняет этот момент так:

Нам не хватает теплоты в отношениях друг с другом, и поэтому в конечном счете мы страдаем. Это все выдается за высокую продвинутость. Люди считают, что если они будут ходить с каменными лицами, с чемоданами вместо лиц, то станут настоящими йогами и достигнут уравновешенности ума. Люди не в состоянии проявлять правильные эмоции по отношению друг к другу. Они не воспитали себя в эмоциональном плане. Теперь они прикрываются философией для оправдания своего бездушия.

То есть мы носим такую личину «старшего преданного», «строгого куратора», «правильного преданного», у которого все по шастрам, все по этикету. И когда люди, особенно начинающие преданные, видят этот имидж, они говорят: «Все здорово, но я не хочу с этим иметь ничего общего». Почему? Потому что вокруг нас нет ауры любви. Есть аура строгости, жесткости. И все это делается «во имя духовности». Нам кажется, что духовность означает ходить с каменным лицом.

Как обрести любовь?

Бхакти Вигьяна Госвами объясняет, как сформировать правильное отношение. Что мне делать, если у меня действительно нет любви к другому человеку? Кришна говорит: «Пусть у тебя нет любви ко Мне, к другим живым существам – практикуй это!» Старайтесь вести себя так, как будто вы любите, и рано или поздно что-то получится. Можно задаться вопросом: не будет ли это искусственно? Да и вся вайдхи-садхана-бхакти может выглядеть неискренне. Но все определяется нашей мотивацией: зачем мы это делаем. Качество любви – это врожденное качество каждого живого существа, и с помощью практики садхана-бхакти мы просто проявляем это внешне.

Да, на первых порах это может быть немного искусственно – заботиться о других, жить чужими интересами. Но все-таки преданным стоит почаще друг другу улыбаться, почаще говорить добрые слова – не только тогда, когда преданные уходят из этого мира. У нас есть эти добрые чувства, но мы просто не воспитаны эмоционально, мы не умеем этого делать. Однако мы можем учиться этому, просто нужно поставить себе такую задачу.

«Любовь – это когда от вашего чувства в сердце другого человека рождается мир», – сказал один писатель. Не стандарты рождаются, не правила и предписания, не чувство угнетенности от того, что ты не повторяешь 16 кругов и не соблюдаешь все четыре принципа, нет. Любовь – это когда в другом человеке от вашего чувства мир рождается!

Что включает в себя забота?

В «Шримад-Бхагаватам» на примере царя Гаи описываются элементы, которые крайне важны в отношениях между старшим и младшим:

  1. Пошана – защищать, подпитывать, воспитывать. Радханатха Махарадж объясняет значение слова «обучать, воспитывать» (англ. educate) следующим образом: это слово происходит от лат. educere, что означает «выявлять наружу добродетельные качества». Наставник, лидер – это тот, кто выявляет наружу все благие качества своих подопечных.

  2. Палана – защита. Это означает, что наставник защищает подопечных от внешних угроз, а также от ошибок, которые они могут совершать.

  3. Принана – заботиться и делать их счастливыми. Мы дарим подопечным подарки, проводим с ними время. Они должны быть счастливыми в нашем обществе, не угнетенными.

  4. Лалана – ласкать, воодушевлять.

  5. Анушасана – наказание, которое является также одним из элементов заботы, но к нему если и следует прибегать, то очень редко, им ни в коем случае нельзя злоупотреблять. Наказывать имеет право духовный учитель. Наставник же не должен затмевать собой духовного учителя. Наставник – это тот, кто воодушевляет людей.

Как развивать доверительные отношения?

Как же расширять эту ауру любви и заботы вокруг себя? Как своим эмоциональным и духовным состоянием вселять в людей веру и приближать их к себе, а не отталкивать какой-то мнимой праведностью? Заботливый наставник делает так:

  1. Думает о тебе, слушает тебя и говорит с тобой.

«Ум должен быть обучен думать о благополучии других людей», – говорил Шрила Прабхупада. Иногда достаточно одного слова от человека, который верит в тебя, чтобы возвратить тебя к миру.

  1. Помогает в трудную минуту и поддерживает твои позитивные перемены в жизни.

Когда человек в тоске – не предлагайте ему взять себя в руки, а восхищайтесь его выдержкой.

  1. Вдохновляет тебя в духовном, нравственном и даже профессиональном росте.

Нитай Чайтанья Махарадж говорит, что нужно научиться давать лекции не своими словами, а своими качествами. Проповедь – это прежде всего пример, потом забота, а потом уже слова.

  1. Подсказывает способы достижения целей.

Наставник поддерживает в людях веру, что как организация, так и ее люди смогут в будущем достичь своих целей.

  1. Строго сохраняет в секрете конфиденциальную информацию.

«Самое важное качество духовного наставника – это управлять своим языком, – говорит Шрила Ниранджана Махарадж. – Бхактивинода Тхакур объясняет в „Бхактья-локе“, что когда люди собираются вместе, они спонтанно склонны говорить о других. Во время таких бесед может проскочить какая-то сокровенная или некорректная информация, что подрывает доверие в отношениях между преданными. Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит, что сначала мы должны научиться контролировать свою речь, и тогда мы сможем контролировать весь мир».

  1. Помогает тебе выявить свои таланты, чтобы ты мог использовать их в своем духовном продвижении.

  1. Трудится вместе с тобой, а не над тобой.

Это означает, что наставник не выступает в качестве критика. Наставника не тревожит, согласен ты с ним или нет (у него есть качество непривязанности), а критик требует, чтобы ты срочно принял его точку зрения. Наставники, которые ломают людей, требуя, чтобы те приняли их точку зрения, делают из них трафаретное отражение себя. У каждого человека есть своя индивидуальность, он может с вами не соглашаться. Дайте ему свободу выбора.

Наставник делает вещи простыми, а критик или все усложняет, или предлагает заменить одни твои концепции другими. Наставник делает тебя радостным, а критик заставляет тебя чувствовать свою неполноценность.

Наставника ты хочешь видеть, несмотря ни на что, а от критика хочется сбежать. Критики-наставники очень любят напоминать, что каждый человек на нашем пути – учитель (имея в виду себя), а наставники не назовут тебя своим учеником, пока ты не попросишь.

Что означает, что он трудится вместе с тобой? Это означает, что он все время работает над своими качествами, над своей мотивацией.

  1. Имеет по отношению к тебе высокие ожидания и ждет от тебя самого лучшего.

  1. Верит в твой внутренний потенциал стать чистым преданным Кришны.

Если вы относитесь к человеку как к тому, кто он есть, он останется тем, кто он есть. Но если вы относитесь к нему как к тому, кем он может быть и должен быть, он станет тем, кем он может и должен быть.

Гете

Когда наставник проявляет такое отношение к подопечным и к самому себе, тогда его аура любви, доверия, непривязанности и желания помочь расширяется, тогда развиваются доверительные отношения.

Что восстановит кредит доверия?

Если мы чувствуем, что когда-то подорвали кредит доверия у кого-то из своих подопечных (такое бывает, мы ошибаемся), нам нужно подумать о том, как восстановить доверительные отношения. И самое первое, чему мы должны научиться, – это просить прощения и признавать свои ошибки. А потом продолжать служить этому человеку, помогать, уделять ему время. Тогда доверие восстанавливается. Если же мы настаиваем на своей ошибке, человек никогда не возобновит кредит доверия по отношению к нам.

 ap-dd_1

Подготовила Ачьютаприя деви даси

По материалам лекции Е. М. Радха Говинды прабху

(ретрит наставников, Киев, 07.11.2015)

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Статьи по Теме

Как строить отношения с трудными людьми

Самая большая ценность, которая у нас есть, – это вайшнавы. И наш долг заключается в том, чтобы осознанно строить личностные отношения с ними, тем более с теми, кого мы считаем трудными людьми. Если в нашем окружении появляются такие люди, это означает, что они особенно нуждаются в тепле и внимании, поскольку в прошлом чего-то недополучили. Хотя в каких-то случаях человек может быть объективно трудным, надо задать себе вопрос: «Что я делаю для того, чтобы он перешел из категории трудных в категорию близких мне людей?»

Чем измеряется успех наставника?

Несколькими строками Шрила Прабхупада очертил для наставников целую программу и направление деятельности. Мысли, приведенные в комментарии ниже, могут и должны служить объектом медитации для проповедников,…

Что такое духовная дружба?

Дружба и сотрудничество – это основа духовного мира, и чтобы вернуться туда, нам нужно уже здесь научиться строить отношения друг с другом и развивать дружбу, настоящую дружбу в сознании Кришны, которая сделает всех нас ближе друг к другу и к Кришне.

Ответы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *