Статьи

И снова о важности наставничества

О важности наставничества

После битвы на Курукшетре Махараджа Юдхиштхира не мог успокоиться и укорял себя за то, что стал, как ему виделось, причиной гибели многих людей, включая близких родственников. Он обратился за наставлениями к Бхишмадеве, лежащему на ложе из стрел.

Сам Кришна в это время присутствовал рядом, но по Своему плану Он не смог убедить Юдхиштхиру и направил его к Бхишме. Почему?

Господь хотел поставить Своего преданного выше Себя, отдать Свою славу Своему преданному, Бхишме, показав, что преданный способен совершить даже то, чего Сам Господь не сделал. Кроме того, Шри Кришна желал предстать перед Бхишмой в последний момент его жизни, даровав ему этим особое благословение.

Бхишма не был дикша-гуру Махараджи Юдхиштхиры. Но Господь направил Юдхиштхиру к нему. Бхишма был великим махаджаной, и, вероятно, мы не найдем личность такого уровня в ближайшем своем окружении, чтобы избрать его своим наставником. Однако не следует забывать, что и мы, возможно, не такого уровня, как Махараджа Юдхиштхира. Вместе с тем мы можем вынести из этой истории важные уроки, важный принцип, применимый в нашей жизни.

Принцип наставничества — основа духовного роста

В писаниях много различных наставлений, которые часто противоречат друг другу. Каким из них нам нужно следовать? Каким следовать именно сейчас, в моем положении, в моей жизненной ситуации, возрасте, ашраме?.. Многие ситуации конфиденциальны, и мы не всегда можем задать вопрос на лекции и получить ответ на него.

Многие ситуации требуют осведомленности о деталях, понимания моей личной жизни, меня как личности и прочего для того, чтобы принять правильное решение и применить соответствующее знание.
Все это совсем не просто понять, необходимо обращение к гуру или опытному наставнику для разъяснений.

Даже если меня волнуют только вечные вопросы повторения Святого Имени и предания себя Господу, то все равно это — невероятно тонкие темы, требующие индивидуального подхода и разъяснения. Недостаточно сказать: “Просто повторяй Харе Кришна и все тебе откроется”. Для погружения в духовную жизнь и преодоления анартх важно руководство человека, с которым я могу регулярно взаимодействовать.

В соответствии с шастрой различие между дикша- и шикша-гуру лишь в том, что дикша-гуру обычно отвечает за самбандху, а шикша-гуру за абхидею.

Абхидея — это процесс применения самбандхи в соответствии со временем, местом и обстоятельствами моей жизни. Для этого процесса гуру необходимо хорошо знать человека и регулярно общаться с ним. Если мой дикша-гуру не может это делать в силу совершенно объективных причин расстояния и прочего, то должен быть достаточно зрелый и опытный, образцовый в своей жизни преданный, регулярно по мере необходимости помогающий мне продвигаться. Иначе можно стоять на месте десятилетиями.

Особенности выбора наставника

Иногда преданые, которые в силу обстоятельств видят своего дикша-гуру раз в год или реже на лекциях, выбирают себе шикша-гуру, которого они видят при таких же обстоятельствах, но уже раз в полгода. Если ваше сердце лежит к определенному вайшнаву, то это ваше право. Но раз в полгода увидеть вайшнава на лекции или перекинуться двумя словами — этого недостаточно для того, чтобы вы росли духовно и были способны прояснить интересующие вас вопросы, касающиеся духовной жизни и применения шастры в реальности материального существования.

Вопрос не в том, как вы называете таких людей — дикша или шикша-гуру. Вопрос в необходимости быть зависимым, чтобы вас могли направить и поправить в любое время.

Не обязательно это называть громкими именами «шикша-гуру», «дикша-гуру». Мы осознанно не называем так наставников, чтобы не раздувать аханкару. Главное — суть, которая заключается в том, чтобы быть даса даса даса анудаса. Наставник, прежде всего, должен быть смиренным слугой дикша-гуру своего подопечного. Он должен заботиться о подопечном в духе слуги его гуру.

Иногда выдвигают аргумент, состоящий в том, что некоторые из учеников Прабхупады не имели с ним много непосредственного общения при его жизни, но тем не менее остались в сознании Кришны и стали замечательными преданными, способными сейчас предоставить прибежище многим. Так вот как раз об этом и речь! Они не имели непосредственного общения со Шрилой Прабхупадой, но они жили в обществе других вайшнавов, они принимали их прибежище, служили им и следовали их наставлениям. Можете спросить у Ниранджаны Махараджа, он прекрасный пример этого.

С чего начать поиск наставника?

В связи с этим возникает следующий вопрос: где взять таких духовных и одновременно практичных вайшнавов, которым не опасно довериться в вопросах духовной, а иногда и материальной жизни? К таким вопросам относятся вопросы, связанные с семьей, отношениями с родственниками, баланс работы-семьи-садханы-здоровья, способность следовать принципам. А иногда нам нужно просто иметь эмоциональное прибежище, и так далее, до бесконечности. Что уж говорить о подборе партнера для брака, зачатии детей и прочем. Есть масса вопросов в любом ашраме, и все они должны быть решены в соответствии с сознанием Кришны.

Мы осознаем, что не всегда легко найти таких преданных, которые, не требуя подчинения, могут прощать неизбежные ошибки, могут доброжелательно общаться и быть рядом как ресурс сознания Кришны, мудрости и практичности, к которому мы всегда можем обратиться в случае необходимости. Но мы поднимаем эти вопросы, потому что хотим создать культуру заботы о преданных и взрастить целое поколение вайшнавов-наставников. Поэтому мы обращаемся ко всем с просьбой быть в сознании Кришны и далее помогать другим вайшнавам стать, быть и оставаться в Кришне всю жизнь, и тем более далее, после нее.

Начать нужно с себя, приняв зависимое положения. Не став зависимыми, вы не сможете предоставить прибежище другим.

Будет очень гордо объявить себя наставником и требовать от других, чтобы ко мне прислушивались. Это должен быть естественный процесс.

Кришна-шакти вина нахе тара правартана, — не став уполномоченным Кришной, вы не сможете Его представлять и стать проводником Его воли. Чтобы стать проводником Кришны, вы должны стать ролевой моделью, образцом, слугой — то есть сами принять реальное прибежище у вайшнавов.

Автор — Ачьюта Прийя прабху
Фото — Коля Куций прабху

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Изменить пароль