Какой должна быть дружба с преданными чтобы не разочаровать?

Мы говорим о важности взаимоотношений с преданными. В целом все понимают необходимость общества вайшнавов и развитых отношений.

 

Однако при обсуждении взаимоотношений с преданными часто возникает вопрос о томкак смотреть на преданных: как на старших или равныхЧто означает дружба с преданными? Какими должны быть эти отношения, чтобы вновь не разочароваться и не подорвать свою веру в общество преданных?

 

ШримадБхагаватам (11.2.46) дает очень важные ориентиры для плавания в океане отношений с вайшнавами:

 

ишваре тад-адхинешу  балишешу двишатсу ча

према-майтри-крипопекша  йах кароти са мадхйамах

В этом тексте представлены качества мадхьяма-адхикари, преданного среднего уровня. Это те качества, которые мы должны осознанно взращивать для стабильного продвижения и роста в духовной и социальной жизни.

 

Преданный мадхьяма различает четыре типа живых существ, и проявляет по отношению к ним соответствующие чувства, развивает соответствующее отношение. Типы живых существ в данном случае классифицируются не по биологическим показателям, возрасту или полу, но по их отношению к Господу и Его преданным.

 

Эти четыре типа существ и соответствующее отношение к каждому из них следующие:
1 – Верховный Господь (ишвара), и по отношению к нему преданный проявляет любовь (према);
2 – преданные Господа, зависящие от Него (тад-адхинешу), с которыми мадхьяма вайшнава развивает дружбу (майтри);
3 – невинные заблужающиеся (балишешу), по отношению к которым следует проявлять милосердие (крипа);
4 – враждебные Господу и вайшнавам (двишатсу), и по отношению к ним следует проявлять равнодушие  и отстраненность (упекша).

Отношение к преданным характеризуются словом “майтри”, то есть дружба. В санскрите есть термины, характеризующие различные виды дружбы:

1. Сакхьям— это взаимная привязанность и дружба наравне, в которой друзья помогают друг другу.

2. Саухридам вид дружбы (сакхья), смешанной с ватсальей, родительским чувством опеки младшего.

3. Майтрим — отношения дружбы (сакхьи), смешанные с дасьей, то есть настроением слуги, младшего, стремящегося удовлетворить своего друга с пониманием того, что мой друг старше меня, мой господин.

 

Такова концепция дружбы на высоком уровне мадхьяма-адхикари, это дружба с пониманием того, что окружающие меня вайшнавы — мои старшие, или мои господа. Даже если это младшие по отношению ко мне, важно смотреть на них как на немного старших, то есть проявлять зависимость от них. В таком настроении Господь Чайтанья спрашивал у Своих преданных разрешение на то, чтобы отправиться в паломничество. В таком настроении Господь Кришна, намереваясь уехать в Двараку после битвы на Курукшетре, остался еще на несколько месяцев в столице Пандавов, в Хастинапуре, просто по просьбе Махараджи Юдхиштхиры, Своего друга и преданного. Господь, играя роль совершенного друга, наставлял нас Своим примером дружбы на все последующие тысячи лет.

 

Для отношений майтри характерно чувство зависимости от своего друга и его/ее пожеланий или слов.
Такой должна быть дружба для того, чтобы не разочаровать и принести желанный плод мягкости сердца и бхакти. Такая дружба, с почтением и в духе служения окружающим, убережет росток лианы преданности в нашем сердце от бешеного слона вайшнава-апарадхи, оскорбления преданного.

 

Важно добавить, что при любых отношениях, для их успеха и стабильности важно не иметь материальных стремлений и ничего не ожидать взамен за свое служение. Терпимость, отсутствие духа торгашества и стремления к выгоде (на тонком уровне ума и чувств или грубом материальном), а также умение видеть в том кто рядом с нами преданного и частицу Кришны способны постепенно поднять наши отношения до духовного уровня.

 Автор статьи: Ачьюта Прия дас

Фото: Николай Куцый

Статьи по Теме

Что такое духовная дружба?

Дружба и сотрудничество – это основа духовного мира, и чтобы вернуться туда, нам нужно уже здесь научиться строить отношения друг с другом и развивать дружбу, настоящую дружбу в сознании Кришны, которая сделает всех нас ближе друг к другу и к Кришне.

Чем измеряется успех наставника?

Несколькими строками Шрила Прабхупада очертил для наставников целую программу и направление деятельности. Мысли, приведенные в комментарии ниже, могут и должны служить объектом медитации для проповедников,…

Ответы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *