ТРИ ЭТАПА УЛУЧШЕНИЯ ДЖАПЫ

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Шрила Прабхупада принес в западный мир учение бхакти-йоги, йоги служения Богу и любви к Нему. В йоге – неважно какой – никогда нельзя достичь совершенства, просто механически следуя ее правилам. Любая йога подразумевает вовлечение сознания, но прежде всего это утверждение справедливо по отношению к бхакти-йоге. Бхакти-йога – это осознанная попытка возвысить свое сознание, постепенно выводя его из-под влияния материи.

Бхакти Вигьяна Госвами. Уроки любви

[/vc_column_text][vc_column_text]

Святое имя неотлично от Самого Кришны. Во время чтения джапы нам следует помнить, что мы взываем и обращаемся к Нему. Мы надеемся, что Кришна начнет танцевать на нашем языке, а сердце, очистившись, будет открыто чистому любовному служению. Но действительно ли чисто мы повторяем? Для улучшения своей джапы необходимо каждый день прикладывать усилия, задействовав в этом процессе свой ум и разум.

Преобразование джапы происходит в три этапа:[/vc_column_text][vc_column_text]

1.Наблюдение

Первый этап заключается в том, что в течение недели мы только наблюдаем за своей джапой. Это помогает нам осознать свои плохие привычки во время воспевания. Мы просто наблюдаем, но пока ничего не меняем. Обычно мы не обращаем внимания на наши привычки, но, применяя эту практику, мы становимся внимательными к ним.

Хотя на этом этапе человек пока только наблюдает за своей джапой и духовной жизнью с точки зрения преобразования, тем не менее он сразу начинает осознавать, над чем необходимо работать в процессе воспевания. Вы обращаете внимание на такие аспекты духовной практики, как концентрация, продолжительность ночного сна, количество прочитанных с утра кругов и т. д. Иногда вы замечаете, что оставляете круги на вечер и это входит в привычку.

Не прикладывая усилий к изменению привычек, невозможно добиться желаемого результата. Поэтому первый принцип – начать практиковать более осознанно и понять, что больше всего нуждается в улучшении. Постепенно мы увидим множество плохих привычек, и здесь важно сфокусироваться на одной-двух основных, чтобы добиться успеха. Попытавшись изменить все плохие привычки сразу, мы потерпим фиаско и вернемся туда, откуда начали. Нужно серьезно отнестись к этой практике и разумно оценить свои силы, чтобы добиться победы. Но при этом цель должна быть значимой, это придаст вдохновения продолжать.[/vc_column_text][vc_column_text]

2.Развитие решимости

Второй этап в работе над процессом улучшения джапы сводится к тому, что мы всю неделю медитируем на изменение выбранной нами привычки и регулярно молимся об успехе нашего начинания. Молитва может быть такая: «Кришна, я хочу улучшить это. Я это сделаю». А завершить молитву можно словами: «Кришна, пожалуйста, помоги мне».

Очень важно в это время не пытаться ничего изменить. Необходимо развить внутреннюю решимость, чтобы почувствовать внутренний импульс для эффективного изменения привычек на длительное время.

Иначе, не настроившись достаточно решительно, после нескольких недель практики мы заметим, что круговорот повседневной жизни поглотил новые привычки. Тогда придется сокрушаться: «Я должен был это изменить. Я должен был начать вставать пораньше, но сделаю это потом, а сейчас не время». Другими словами, без внутренней силы, основанной на молитве, старые привычки постепенно вернутся назад.

Для того чтобы действительно сломить привычку надлежащим образом, нужно создать сильное внутреннее намерение: «Я всерьез собираюсь это изменить. Это произойдет именно так, как я планирую. Первого июля я собираюсь бросить эту привычку». После недели серьезной медитации на это изменение вы обретете силы и навык, чтобы достичь своих целей в процессе совершенствования джапы.

Это не значит, что нам нужно декламировать свою молитву во время повторения джапы. Эксперты по изменениям привычек говорят, что наиболее эффективное время для медитации и молитвы на изменения – как раз перед сном, сразу же после пробуждения или перед едой.

Есть и другие способы, с помощью которых можно добиться успеха в работе над искоренением вредных привычек. Например, можно несколько раз в день садиться и медитировать на изменения, размышляя о прошлом и представляя себя таким, каким вы хотели бы стать.

Радха-Валлабха прабху, автор книги «Руководство по улучшению джапы», делится своим опытом применения этого способа: «Когда я осознал, что молитва об изменении привычек необыкновенно вдохновляет, то в этом же году решил развивать привычку ежедневно молиться об улучшении джапы. Тогда я стал молиться: Я всегда буду повторять свои круги в настроении молитвы. Кришна, пожалуйста, помоги мне. Оказалось, что, делая это в течение дня, я намного больше фокусируюсь на джапе утром, так как важность процесса молитвы уже была усвоена».[/vc_column_text][vc_column_text]

3.Формирование привычки

Третьей стадией в процессе формирования новых привычек и устранения старых, вредных привычек является уже сама практика, где мы наконец-то приобретаем привычку независимо от обстоятельств. Для того чтобы сформировать новую привычку, требуется около месяца. Новая привычка – это новый жизненный путь, новая наша сущность. Но выработать новую привычку нужно так, чтобы она оставила сильный отпечаток в душе. Так что третий этап в процессе преобразования старых привычек и развития новых очень важен.

Процесс улучшения джапы – это кропотливый, упорный труд. Человек, который искренне стремится улучшить чтение джапы, сможет постепенно развить в себе благоприятные привычки для повторения святых имен и, несомненно, привлечет внимание Кришны, который будет с удовольствием вести такого человека к Себе.[/vc_column_text][vc_column_text]

Подготовила Ачьютаприя д. д.

по материалам книги Дханурдхары Свами

«Джапа-медитации: Погружение в святое имя»

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Статьи по Теме

Как сохранить мир, живя с непреданными в семье

Отчего возникают конфликты и проблемы в общении преданного с другими людьми? Это может происходить в силу ряда причин, но при всем богатстве выбора основная, глубинная причина одна: мы не умеем говорить о Кришне на универсальном языке жизни. Шрила Бхактиведанта Садху Свами Махарадж говорит об этом так: «Мы делим людей на своих и чужих, преданных и карми и подсознательно считаем, что поклоняемся особенному Богу, не такому, как у других». На уровне осознанности, возможно, мы так не думаем, но подсознательно так оно и есть, и в этом причина того, что люди могут считать преданных Кришны сектой. Причина прежде всего в нашем внутреннем восприятии.

Как сделать утро добрым?

[vc_row][vc_column][vc_column_text] Каждый преданный может спросить себя: на каком уровне я нахожусь? Я следую регулируемой практике преданного служения спонтанно, имея настроение и желание? Или же я…

Пусть это станет для тебя самскарой…

Зима. Вечер. По средам в этой небольшой квартире встречаются преданные. Сегодня, похоже, общение снова затянется до позднего вечера. Нама-хатта в разгаре: киртан, катха, прасад – все счастливы, кроме одной маленькой девочки (ей лет десять или около того). Сегодня был непростой день, она очень устала в школе, а на завтра нужно еще подготовить домашнее задание, но все попытки сосредоточиться бесполезны. В ее комнате обычно переодеваются матаджи, поэтому там никогда не бывает тихо: то булавку кто-то забыл, то сари поправить нужно. И так без конца. А всё, в чем нуждается эта маленькая девочка, – это немного тишины. Уставшая и огорченная, она произносит горькие слова: «Когда я стану взрослой, в моем доме никогда не будут собираться преданные. Никаких нама-хатт!» Может быть, пройдет время и она изменит свое решение, но этот вечер станет ее самскарой, очень грустной самскарой…

Я прошу вас… (часть вторая)

Нам нужно применять прочитанное на практике. Шрила Прабхупада подчеркивал: «Если вы будете читать и изучать мои книги, то я уверен, что вы найдете средства внедрения философии сознания Кришны во все сферы вашей жизни».

Ответы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Матаджи, спасибо за столь важную тему. Вновь и вновь, всегда, мы должны возвращаться к ней. Невозможно исчерпать ее, и хорошо научиться жить в ней. Позитивный опыт разных вайшнавов интересен и поучителен.